НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874-1947)

СЕРИЯ «ЗНАМЕНА ВОСТОКА»  МАТЕРЬ МИРА

Картина «Матерь Мира». Мы видим Матерь Мира за рекою Жизни, отделяющей мир невидимый от видимого. Покрывало - плат, закрывает две трети лица. В пространстве – звёзды в виде фигурок Учителей, предстоящих в молитвенном преклонении, принятом на Востоке.

Матерь Мира – носительница сокровенного знания. Мы видим Матерь Мира и два сверкающих Нимба. Нимбы окружены волнами света: фиолетового, лилового, голубого, синего…

Прекрасная серебристо-голубая ткань Её общего покрывала украшена растительным и животным орнаментом. Матерь Мира сама жизнь и даёт жизнь растительному, животному царствам, стихийным силам: птицы Сирин – таинственные и волшебные птицы радости. Прекрасны складки Её одеяния. Покрывало окутывает всю Её фигуру. Всё говорит о гармонии. И мы ощущаем одновременно силу, мощь и в тоже время утончение, изящество.

Утончённые кисти рук обращены ладонями к человечеству, ко всему Мирозданию, напоминая форму сердца, состоящего из двух половинок, сердце с вечно льющейся, неисчерпаемой, творящей любовью. Это как бы и символ чаши – сосуда накоплений кристаллов духа. На области около солнечного сплетения мы видим цветок распускающийся – как бы символ Огненного мира в области энергетического центра. В области шеи – декоративно оформленный двойной оберег. Запястья рук защищены манжетами – окаймлены.

Матерь Мира

Николай Константинович Рерих
Матерь Мира, 1924
Холст, темпера. 72,5×100,7 см
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Река жизни перед Матерью Мира: воды пространства, воды жизни, преддверие этапа продвижения. Воды – сине-голубого цвета – между миром Высшим и миром Астральным, тесно связанным с Земным. Астральный – как отблеск Высшего с миром мысли и более низкими слоями эмоций и страстей. В ларце Матери Мира – кристаллы жизни, и все эти накопленные богатства – для всех людей.

Чарующее сияние льется от Матери Мира в космическую безпредельность. Над ее головой сверкает бриллиантовый нимб. Вокруг всей ее фигуры лучится фиолетовый овал и расходятся ореолы голубого, синего и ультрамаринового. Наибольшего апогея интенсивность света достигает в покрове на голове Матери Мира. Здесь уже сияние не разреженное, а уплотненное до осязаемых пределов. Яркие блики на складках одежды у плеч подсвечивают абрис фигуры и отражаются мягкими дробными рефлексами на коленях, замыкая большой белый круг ауры.

← Николай Константинович Рерих картины

Наверх